Интересно, как это будет? Как начнется перевоспитание украинцев? Как из страны, которая застряла в развитии на этапе конфликта отцов и детей. появится новая социальная общность?
Я, наверное, знаю как.
Я же сам это пережил, в 1980-х и, особенно, в 90-х.
Путь к осознанию всегда лежит через желудок. Вначале будут экономические требования, но люди будут хотеть сохранить идеологию. Так же, как в начале века народ хотел просто нормально жить, при этом, в общем-то, не имея особого желания свергать царя или устраивать смену политического строя, про который, как мне кажется, вообще, задумывались только кокаиновые интеллигенты в меблированных комнатах. А уж, говорить о построении социализма без смеха могли совсем безумные.
Наверное, примерно так же, и я это хорошо помню, в позднем СССР многие были недовольны тем, что в магазинах пусто, что на зарплату можно дожить только до следующей. Но никто не заикался о смене власти, строя (Боже упаси!) или идеологии. Нет, ну были особо смелые, те, кто говорил, что сколько бы ты не менял коммунистов в правительстве, все равно, мало что изменится. Что нужно принимать законы о частной собственности и перестать сажать за предпринимательство. За такие слова можно было очень сильно получить по шее. А, если уж, тебе, вдруг, приходило в голову, что Ленин плохой и что до 1917 в России было лучше, тебе оставалось или бежать из страны или лежать в психиатрии. Да и друзья от тебя начинали отворачиваться, как от циничного придурка, у которого нет ничего святого.
В общем-то, все хотели малого - возможность для роста, колбасу в магазине и, еще: - можно послушать не Пьеху а Битлз? А то.. надоела. 😊
При таких возможностях мало кто был против того, чтобы Партия рулила и дальше. Насколько я понимаю, китайцы так и сделали и у них, в общем-то, получается.
И вот только тогда, когда кушать стало совсем нечего. Когда наступил тот самый революционный момент, при котором людям нечего терять, кроме трусов, когда уровень глюкозы в мозгу упал настолько, что началось возбуждение, да, плюс к тому, еще и отопление вырубили. Вот тогда народ начал не просто шептаться и переругиваться, а кричать и выкрикивать.
Тогда ходил анекдот про то, как на последнем съезде КПСС встает на галерке человек и говорит:
- Простите, можно я вас перебью?
- Да, конечно, у нас плюрализм! (помните такое слово? 😊 )
- Хорошо! - отвечает оратор, достает автомат и начинает стрелять.
И, вы знаете, люди смеялись, когда это слышали. Это было тогда забавно.
Так что, когда все посыпалось, люди уже были согласны с тем, что Коммунизм можно не строить, что социалистический путь развития, возможно, не такой уж и прогрессивный, что победа пролетариата не лучшая идея, а слова "свобода, равенство и братство" не более, чем просто слова. Нужны подробности, свобода кого от кого и чего, равенство с кем, и кто это тут мне в братки хочет записаться?
Я помню, как стали популярны эмигрантские песни - те, которые из первой волны, где описывалась Россия до большевиков. Правда, к ним, каким-то хитрым образом, почему-то примкнули полупьяные мерзавцы из последних, ставя себя в один ряд с благородными офицерами Белой армии.
Но вот только тогда люди стали готовы говорить о том, что Октябрьская революция не является историческим корнем нашего народа. Ну да, были декабристы, ну да, были народовольцы. Но, где их не было? Пожалуй, большинство народов могут вспомнить тот или иной период в своей истории, когда свергали монархию, сжигали книги и пр. революционные развлекушки.
Начали вспоминать о том, что путиловские рабочие были, вообще-то, довольно хорошо обеспечены и вовсе не малограмотны, что русские крестьяне страдали на пашне, только если много пили самогон. А так, вообще-то, часто нанимали рабочую силу, собирали хорошие урожаи, кормили половину мира, да и сами не бедствовали.
Так что, выходило, что, если не стремится к светлому будущему, на которое указал какой-то странный Карл Маркс, то, наверное, жить можно. И не только в материальном плане, но и в эстетическом и духовном.
Люди захотели вернуться к своим настоящим корням. А не к тем, что им внушили в советских школах, дескать, "тут от веку было тяжко, народ мечтал только об одном - убить царя и сделать революцию. И вот, наконец, появился воин света - Ленин. И теперь мы все счастливы".
Я сейчас вижу на Украине примерно все то же самое, но в каком-то сжатом по времени формате. Нет, на самом деле, времени прошло много, но по сравнению с историческими параллелями - мало. Мне кажется, что это от того, что процесс был артифициальным, искусственным. Его режиссер не был готов ждать десятки лет. Он хотел все получить при своей жизни. А методику он изучил хорошо и. поэтому, запустил все в ускоренном темпе.
Для начала народ погрузили в нищету. Нет, не в ту нищету, когда совсем есть нечего, приходится делать пирожки из картофельных очисток. А то, гаденькое, подленькое нищенское состояние, при котором ты можешь сварить себе овощной супчик. Но вот мяса туда может и не хватить. Но есть надежда, что завтра повезет и тебе достанется немного сала.
Люди были недовольны, но не настолько, чтобы выключить телевизор, встать с кресла и выйти на улицу с вопросом: "Что происходит"!?
В эти подогретые умы постепенно начали заливать из тигля "поясняющие" горячие мысли. А именно - кто виноват?
А что было в этом тигле? А там был уже готовый сплав - коммунисты, советы, Россия, москали клятые и пр. Как так получилось, что большевики Дыбенко, Крыленко и Антонов-Овсеенко, или коммунисты Хрущев, Брежнев, не говоря уж про Сталина стали русскими? Ну, как... как.. положили разные металлы и долго грели. Вот они там все и смешались.
Не забыли и "возвращение к корням". Вспомнили про "угнетенного и репрессированного" Мазепу. И, знаете, не всех стошнило! Прошла первая! Ну, дальше - больше. Уже можно и Махно с Петлюрой реабилитировать? Можно? Едят? Ну, тогда, достаем основное блюдо - нацистов Бандеру, Шухевича и пр. и пр.
Вот так и получился этот самый сплав в головах. Из каких-то протоукров, которые вырыли Черное море, всю свою историю боролись за свободу во всем мире. И теперь, наконец. получили шанс освободится, что сейчас мы и сделаем.
Затем изделие немного остудили, надели на рукоятку и приготовились применять.
Вы спросите: - и что же будет теперь?
Теперь все будет повторятся. Ну, в смысле, технологии. Только у нас нет задачи добавлять примеси, нам нужно, наоборот, получить чистый слиток.
Без разогрева никак. Пока в Киеве народ сидел в пивных, кушал борщи в ресторанах, все были уверены в том, что вся эта война ненадолго, скоро Байден там порядок наведет, а наши бравые хлопцы вернутся с трофеями и мы заживем, укрепившись в своей вере об исключительности. И только сейчас, когда они уже не первый месяц сидят зимой без света, , когда пустеют полки в магазинах, когда пацанов хватают на улице, а потом оказывается, что они "пропали без вести" и ни один военком не может точно ответить, где их тела. Кажется, только сейчас, некоторые начинают "прозревать" и говорить о том, что, возможно, Зеленский не такой уж и хороший, что война с Россией не самая здоровая идея, что, возможно, Европа и рай на земле, но нас там не очень-то и ждут.
Нет, понятное дело, до смены идеологии в головах еще не дошло. Они, все еще верят в то, что им уготован эдемский сад имени Борреля, что туда попадут "не только все", а они, конечно, попадут, потому, что у них генетика такая.
Наверное, нужно подождать, когда вся эта грязь в виде примесей начнет всплывать и уже тут, на поверхности, встретившись с кислородом, будет выгорать, оставляя в расплаве только чистый металл.
Кто-то может предложить добавить температуры, чтобы дело пошло быстрее. Но тут нужно лишний раз подумать. Во-первых, это затратно. А, во-вторых, когда лава кипит, она может выплеснуться. Ее состояние трудно контролировать. Нужны ли нам разрозненные, бегающие по лесам озверевшие партизаны, каждый со своей идеей, так, что сразу и не понять - он за "красных" или за "белых". Ведь такое уже было. И именно там.